Поиск
  • Софья Лысенко

Рекомендации для успешной адаптации к детскому саду


Рекомендации для успешной адаптации к детскому саду

Сентябрь и октябрь – время адаптации ребенка к детскому саду. В большей степени вопрос адаптации волнует родителей детей младших групп, а также вновь прибывших детей более старшего возраста. Сегодня я хотела бы рассказать про самых маленьких.

Сейчас во многих садах существуют группы кратковременного пребывания (ГКП). В детском саду я веду развивающие занятия для детей от 1,5 до 3 лет в центре игровой поддержки ребенка. Основная цель этой группы, так же как и ГКП, – социализация и адаптация детей к последующему посещению сада. По моим наблюдениям, дети, которые ходят в эти группы, намного лучше адаптируются к детскому саду. Они привыкают к зданию, дороге от дома до сада, к авторитетному взрослому, правилам, порядку. Когда я захожу в младшие группы, то дети, которые ходили ко мне на занятия, узнают меня, называют по имени и отчеству, улыбаются, рассказывают о своей жизни J. И все же для всех детей начальный период посещения детского сада очень сложен. Первые дни ребенок ходил в нормальном настроении, т.к. его прельщали новые игрушки, впечатления…через 2-3 дня начались проблемы и истерики - игрушки совсем не новые, к тому же их могут отбирать, также появляется новый взрослый в виде воспитателя, а от избытка впечатлений ребенок может просто устать.

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации: беспокойство, страх, заторможенность (повышенная возбудимость), капризность, раздражительность, упрямство, плохой сон, аппетит, может начать болеть.

Причины проблем адаптации:

  1. Главной и основной причиной проблем в адаптации является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми.

  2. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада, особенно отсутствие дневного сна.

  3. Наличие отрицательных привычек (сование соски, укачивание при укладывании, совместный с родителями сон).

  4. Неумение самостоятельно занять себя игрушкой

  5. Несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков, элементарных навыков самообслуживания.

  6. Несформированность навыков самостоятельности.

  7. Неуверенность малыша в себе.

  8. Ярко выраженная эмоциональная неустойчивость.

  9. Наличие психологической травмы, страхов.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками

- привыкшие к тому, что их капризам потакают

- пользующиеся исключительным внимание взрослых.

- с определенными проблемами развития (в более старшем возрасте)

- чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

Родителям важно правильно себя вести:

1. Следует создать щадящий режим: укладывать пораньше, подольше находиться с ним в момент засыпания, не кормить насильно, предлагать любимую пищу. Может быть регресс (перестал говорить, начал ползать). Надо дарить мелкие подарки, чаще целовать, обнимать, прижимать. Домашний режим должен быть перестроен на режим сада. Вечерние часы должны проходить спокойно без шумных игр, посещения гостей, просмотра телевизора.

2. О детском саде нужно говорить только хорошее. Никаких дурных высказываний в адрес сада или воспитателей.

3. При вечерних истериках не акцентируйте внимание на них, переключите ребенка на расспросы о садике, и спокойно объясните, что вам нужно работать, но вечером вы обязательно придете и заберете малыша. При встрече спокойно забирайте ребенка из сада, не «блуждая» по нему взглядом, ища у него царапины или признаки беспокойства.

4. Первое время приводите ребенка на несколько часов, постепенно увеличивая интервал, приходите после обеда, а после оставляйте на весь день. Через 1-2 недели можно перейти на обычный режим, не стоит затягивать с адаптацией.

5. Позаботьтесь, чтобы у ребенка было все необходимое (сменная обувь, запасная одежда и т.п.) не затягивайте «сцену прощания». А также не накручивайте круги вокруг сада, отведите ребенка и идите по своим делам, и приходите к нужному сроку.

Помните, когда забираете ребенка домой, не поощряйте его едой, игрушкой и т.п. за хорошее поведение в саду, сделайте это дома, а не в стенах детского сада. Помните, что проблемы адаптации ребенка в саду могут возобновляться после праздников, каникул, а также болезни, проявляйте гибкость и понимание к поведению ребенка. Родителям очень важно самим оставаться спокойными и уверенными в том, что ребенок благополучно пройдет адаптацию в саду и что с ним ничего страшного не происходит. Не накручивайте себя!

Дневник адаптации к детскому саду. День 1

В 8 утра малыши, которым от 2,5 до 3,5 лет, впервые перешагнули порог своей группы, в которой они проведут 4 года. Мамы ласково объяснили, что дети останутся немного поиграть, а они в это время пойдут в магазин/проводят сестру в школу/сходят к бабушке и совсем скоро вернутся.

Дети держались до 9 утра. Первым заплакал Миша (вроде бы так его зовут, но уверенности нет, т.к. сквозь слезы я слышала Леша, а девочка сказала, что он Миша). У меня всегда рвется сердце от детских слез, не могу к ним привыкнуть, хотя и вижу их часто, и дети не мои и знаю, что это скоро пройдет. Уложила Мишу на колени, отвлекала расспросами о маме, папе и красном крокодиле. Маму зовут Оля, и как оказалось, у многих мам зовут Оля. Заодно и имена родителей запомним. Миша успокоился, но играть с детьми не захотел и даже огрызался, когда к нему подходили другие, чтобы поиграть.

Было тихо еще минут 10. Вторым начал Ваня. Сильно начал, аж до кашля. Здесь оказалось сложнее. Не помогало ничего, ни расспросы о маме и папе, ни даже красный крокодил. Игрушки плохие, психолог плохой и весь сад вместе с ним. Хочу на улицу и все.

Вика держалась умничкой. Она сжала кулачки, подняла плечики, в глазах стояли слезы. Я успела заметить еще только зарождающуюся драму, и мы уже сидели и разговаривали о маме Инне и прекрасном садике. Обошлось.

Еще одна девочка, имени не знаю, ждала маму, ждала и не выдержала. Вцепилась в воспитателя, сидела на коленях и плакала, плакала, рыдала. В таком случае только качать, гладить и что-то напевать, разговоры и увещевания бесполезны. Ничего, умелые руки воспитателя делают свое дело.

Остальные детки легко включались в любимые игры с мячом, машинками, куклами. Сегодня им почти все можно. Только раз я сказала, что бросать можно мячик, а сосиски и помидор нет. Дети с удовольствием взяли стульчики и сели вокруг воспитателя, чтобы послушать сказку.

Потом быстро съели яблоки и пошли одеваться на улицу. А там и мамы с папами пришли. В 11.00 всех забрали. Вот так прошли у малышей первые три часа в садике.

Из 12-ти детей сегодня страдали четверо. В другой группе только один. Правда, говорить о степени и прогнозе адаптации пока рано. Посмотрим, понаблюдаем.

Дневник адаптации к детскому саду. День 2

Обычно второй день проходит для ребенка тяжелее. Вчера все было ново: и группа, и игрушки, и дети. И почти все можно, и свежо обещание, что мама скоро придет. Но вместе с этим ребенок понял, что завтра ему опять сюда возвращаться и мамы не будет.

Сегодня плакала одна Соня, которая вчера тяжело перенесла разлуку. Плакала сильно, крепко держала взрослых за руку, просилась на руки. Потом обессиленная заснула в кроватке.

Миша (его действительно звали Миша) был спокойнее, не отходил от меня ни на секунду, и мне приходилось каждую минуту отвечать на его вопрос, придет ли мама и когда. Мише было трудно себя занять, он не интересовался игрушками, не присоединялся к другим детям, не играл в мяч и машинки. Он все время стоял около меня, что-то мне рассказывал, не давал разговаривать с другими, хлопал в ладоши, привлекая мое внимание и все время говорил «стой, стой, стой!». Это он мне говорил, помолчи и послушай меня. Что ж, сегодня второй день адаптации и почти все можно, но только сегодня :-)

Вика принесла мне всех животных, которых нашла в группе, потом строила для них башню и немножко хулиганила, прыгала, бегала и шлепала руками по мягким модулям.

Ване сегодня повезло больше всех, он был с мамой и к тому же раньше всех ушел, радостно сказав всем «пока!»

Остальные дети играли, потом сели на стульчики и слушали сказку.

Во второй младшей группе не плакал никто)) Так что сегодня был необычно спокойный день.

Дневник адаптации к детскому саду. День 3 и последующие

Этот день такой же, как и первый, потому что были выходные. И ребенок был счастлив, что он дома, и вся семья вместе. И он надеялся, что так будет всегда. Но в понедельник опять в сад, и опять как в первый раз.

Еще на улице я услышала сильный плач. Это опять Соня. В последующие дни я присматривала за ней. Несмотря, что она немного приболела, но все же ненадолго и сейчас ходит в садик.

Интересное наблюдение: ребенок ходит в своей курточке, полностью застегнутой, и эту курточку невозможно снять. И еще всегда ходит со своей куклой, уже голой, грязной, но такой любимой и родной. И это очень понятно. Есть такая рекомендация для родителей - давать ребенку в садик какой-то предмет. Это может быть мамин шарфик, одеялко, платочек, любимая игрушка - так называемый переходный объект, который помогает ребенку чувствовать себя комфортно в отсутствие матери.

Были дети, которые грустили, скучали, постоянно спрашивали про маму, но их легко было отвлечь какой-то игрой.

На следующий день дети оставались на дневной сон. И для них это было очередное испытание: ложиться в пока еще незнакомую кроватку. Но и этот режимный момент прошел достаточно легко, не без хныков, но все же мы справились.

Теперь прошло уже две недели с тех пор, как дети пришли в сад. Соня уже не плачет, но до сих пор ходит в куртке. У Миши в глазах уже нет слез, но остались бесконечные вопросы про маму и когда она придет. Еще бывает слышен плач, но в целом дети ходят хорошо.

Не все вернулись после каникул, и мы ждем новых детей и не знаем, какая реакция будет у них. Но из года в год в младших группах повторяется один и тот же сценарий. И по прошествии месяца-двух все приходит в норму.


Просмотров: 89

КОНТАКТЫ:

Тел.: +7 (495) 969-80-28

Email: info@misterslon.ru

WhatsApp/Viber/Telegram/iMessage: 8 (495) 969-80-28

АДРЕС:

111394, Россия, Москва, 

ул. Перовская, 66, корп 3

(вход с ул. Новотетёрки)

© 2014 Детский клуб "Мистер Слон"

Наши контакты