Поиск
  • Софья Лысенко

Место ребенка в семье


Место ребенка в семье

Часто слышу от родителей, которые приходят ко мне на консультацию, что второй ребенок совсем не похож на первого, как будто родители разные. Или родился второй ребенок и первого будто подменили. Как же так получается, что у одних и тех же родителей растут разные по характеру и темпераменту дети? И как дети переживают рождение своих братьев и сестер? Попробуем в этом разобраться.

Первые. Для родителей появление первого ребенка – настоящее испытание. С ним связано много тревог и ожиданий. Все родительские «косяки» приходятся на первых детей. С точки зрения семейной системы, он приходит в семью третьим. И пока он у мамы с папой один все достается ему. И тут появляется второй ребенок, он приходит в семью четвертым. Сначала была одна семья со своим укладом – мама и папа. Потом появился первый, семья изменилась. Второй приходит в новую семью, где трое. Как бы родители ни готовили первого ребенка к появлению братика или сестренка, он только на практике понимает масштаб бедствия: ребенок получает опыт того, что он был в центре внимания и это у него отняли.

Появляются чувства злости, обиды и зависти, которые характерны для всех сиблингов. Большое значение имеет разница между детьми.

  • 1,5 – 2 года: старшие воспринимают младшего как угрозу себе, страх потери любви мамы, внимания.

  • 2 – 3 года: угроза своей собственности. Ребенок ревностно относится к своим игрушкам, может их прятать.

  • Больше 4 лет: старший лишается прав и получает долженствования. Должен помочь, посидеть с младшим, уступить.

Маленькая разница очень хороша для детей, они становятся лучшими друзьями, партнерами, но это очень сложно для мамы. Зато осознание того, что потерпеть придется пару лет, а потом дети будут заниматься и играть друг с другом, очень поддерживает. Если разница больше 4 лет, то близость между детьми больше эмоциональная нежели партнерская. А вот у погодок или близнецов есть своя особенность: им нужно прикладывать дополнительные усилия, чтобы выделиться. Для родителей они сливаются и порой бывает трудно заметить, что один уже что-то умеет, а другой еще нет. Важно поддерживать их различия!

Средние. Эти дети получают двойной опыт: он младший, а для последующих он будет старшим. Родители стали поспокойнее, больше разрешают. У старшего может сложиться впечатление, что второго любят больше, т.к. то, что ему было нельзя, сейчас второму можно. Если у среднего появляется младший, то они переживают потерю позиций не так тяжело как старший, т.к. он уже не один с таким опытом. Особенность среднего ребенка состоит в том, что их меньше замечают. Родители видят старшего и младшего, по краям все хорошо. А вот среднему все время необходимо выделяться чем-то, обращать на себя внимание. Они прибиваются, то к старшим, то к младшим. Часто у них бывает особенная судьба или особенные способности.

Младшие. Это дети, которые все время стоят на цыпочках. С одной стороны, неустойчивое положение, а с другой – они постоянно тянутся к старшим. Плюсы младших:

  • ругают во вторую очередь

  • если что-то не так, то это не ты

  • много снисхождений

Минусы:

  • тебе вряд ли дадут что-то решать

  • старших никогда не догнать, они сильнее, и может возникнуть ощущение неполноценности. Они пытаются это преодолеть и развиваются быстрее и, возможно, достигают большего. И тогда минус превращается в плюс.

Единственные.

Им достается все: и любовь, и контроль. Опыт переживания уникальности очень яркий, им легче строить коммуникацию со взрослыми, а не со сверстниками. Но им часто одиноко. Во взрослом возрасте из-за испытанного в детстве дефицита возни, конкуренции, могут испытывать сложности в отстаивании своих интересов, способности уступать. Часто выбирают профессию, где надо работать одному, а не сотрудничать. Для единственных детей характерна гиперответственность, синдром отличника. Они как будто испытывают нагрузку за себя и еще за кого-то.

Близнецы. Самое важное – поддерживать

отличия, давать разные задания, одевать по-разному. Если один близнец что-то умеет, то он считает, что и другой должен уметь то же самое. Среди них большая конкуренция. Идентичность развивается медленнее, т.к. их постоянно путают и трудно понять, где я, а где не я.

Итак, у каждого ребенка свое место в семье и родителям важно понимать, что происходит с ним и стараться поддержать его. Последовательность рождения в какой-то степени определяет его самочувствие и это неизбежно. Просто наблюдайте и помогайте :)


Просмотров: 18

КОНТАКТЫ:

Тел.: +7 (495) 969-80-28

Email: info@misterslon.ru

WhatsApp/Viber/Telegram/iMessage: 8 (495) 969-80-28

АДРЕС:

111394, Россия, Москва, 

ул. Перовская, 66, корп 3

(вход с ул. Новотетёрки)

© 2014 Детский клуб "Мистер Слон"

Наши контакты